Решение думы от 07 ноября 2017 г. №41/161
07.11.2017
Волгоградская область Городское поселение г. Дубовка Дума городского поселения г. Дубовка 404002, г. Дубовка, ул. Московская, 7, тел/факс: 8-4458-3-27-83
РЕШЕНИЕ от « 07 » ноября 2017г. № 41 / 161
Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского поселения г. Дубовка Дубовского муниципального района Волгоградской области
В соответствии со статьями 29.2, 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Уставом городского поселения г. Дубовка,
Дума городского поселения г. Дубовка РЕШИЛА: 1. Утвердить местные нормативы градостроительного проектирования городского поселения г. Дубовка Дубовского муниципального района Волгоградской области. 2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на отдел по архитектуре, градостроительству и землепользованию городского поселения г.Дубовка. 3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Думы городского поселения г. Дубовка Т.В.Курышева
Глава городского поселения г. Дубовка В.В.Новиченко Приложение к решению Думы городского поселения г.Дубовка от 07.11.2017г. № 41/161
Местные нормативы градостроительного проектирования городского поселения г. Дубовка Дубовского муниципального района Волгоградской области разработаны с целью реализации полномочий администрации городского поселения г. Дубовка в области регулирования градостроительной деятельности – территориального планирования, планировки территории, в вопросах местного значения и в пределах переданных государственных полномочий для реализации которых создаются объекты местного значения. Конечной целью нормативов является установление (определение) зон планируемого размещения объектов местного значения и последующих действий по принятию решений органами местного самоуправления по их созданию (ст. 9 Градостроительный Кодекс РФ). Настоящий раздел местных нормативов градостроительного проектирования городского поселения г. Дубовка разработан в соответствии с требованиями пункта статьи 29.2 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 г. №190 – ФЗ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131 – ФЗ, закона Волгоградской №1786 – ОД от 24 ноября 2008 года Градостроительный кодекс Волгоградской области для целей удовлетворения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности (стандарты благополучия), иных законных прав и требований по улучшению условий жизни населения. Выполнение этих требований - удовлетворение прав граждан (населения) путем установления в местных нормативах градостроительного проектирования городского поселения г. Дубовка применяемых на территории городского поселения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования.
1. Основная часть. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образований и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
1.1. Характеристика состава и содержания местных нормативов градостроительного проектирования.
В основной части конкретизирован перечень видов объектов местного значения, установленных как правовой институт Градостроительным Кодексом РФ и Градостроительным кодексом Волгоградской области, подлежащий отображению в документах территориального планирования и документации планировки территории муниципального образования. Перечень объектов местного значения соответствует как градостроительным, так социально-экономическим и природно-ландшафтным особенностям территории городского поселения. Объекты местного значения сгруппированы по областям полномочий соответствующих установленным Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления». Области полномочий (применения) и перечень объектов местного значения является открытым для дополнений. К областям полномочий (применения) относятся: инженерно-техническое обеспечение; автомобильные дороги и транспортное обслуживание; образование; физическая культура и спорт; размещение твердых коммунальных отходов; культура; отдых и туризм; общественное питание, бытовое обслуживание, торговля; гражданская оборона и чрезвычайные ситуации; местное самоуправление; благоустройство. Установление расчетных показателей связано с классификацией населенных пунктов по величине в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ и Волгоградской области, нормативными техническими документами министерств РФ, соотнесенными с действующими строительными правилами в области градостроительной деятельности. В материалах по обоснованию расчетных показателей обеспеченности и территориальной доступности учтены территориально-градостроительные факторы пространственной организации территории муниципального образования: - административно-территориальное деление; - текущее состояние территории; - плотность населения; - плотность населенных пунктов на территории; - заселенность территории муниципального образования; - соотношение городского и сельского населения муниципального образования; - изменение численности населения на территории за последние годы; - инвестиционное развитие территории; - инфраструктурное развитие территории; - программа социально-экономического развития; - положения территориального планирования в действующих документах. Учет каждого градостроительного фактора осуществлен посредством сравнительных характеристик территории муниципального образования с муниципальными образованиями на территории Волгоградской области 1.2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образований и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Расчетные показатели образуют нормативную систему перевода приоритетов развития и целевых показателей развития муниципального образования в документах стратегического планирования в параметры комфортности проживания населения муниципального образования, технико-экономические параметры объектов местного значения, размещение которых предусматривается документами территориального планирования, документацией по планировке территорий муниципального образования. Расчетные показатели представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования.
2. Материалы по обоснованию расчетных показателей содержащихся в основной части.
2.1 Перечень нормативно правовых актов и иных документов, используемых при подготовке местных нормативов градостроительного проектирования представлен в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1. Нормативно-правовое и нормативно-техническое обоснование установления расчетных показателей с учетом социально-экономического развития муниципального образования по областям полномочий
Ку - коэффициент урбанизированности территории = 1,02
рассчитан в соответствии с п. 2.2.
2.2.1. Оценка урбанизированности городского поселения.
Для территории области характерна неравномерность развития в отношении муниципальных образований, она связана с их индивидуальными особенностями, которые определяются текущим состоянием территории и перспективами развития. Для отражения и учета этих особенностей в отношении оценки городского поселения используется коэффициент урбанизированности территории. Текущее состояние территории (таблица 2.2.1.) выражают следующие характеристики: показатель удаленности населенных пунктов, показатель транспортной доступности, показатель удаленности от областного центра, показатель изменения численности населения; перспективы развития территории выражаются через показатели инвестиционного и инфраструктурного развития территории. Показатель удаленности населенных пунктов выражает среднее расстояние между населенными пунктами в рамках одного муниципального образования. Показатель удаленности от областного центра муниципального образования отражает возможности развития бытовых и производственных связей с областным центром, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие муниципального образования в целом, отделяют наиболее близкие региональному центру муниципальные образования от остальных. Показатель транспортной доступности территории муниципального образования отражает наличие крупнейших транспортных коммуникаций и характеризует территорию с точки зрения ее транспортной взаимосвязи с областным центром и другими муниципальными образованиями. Наличие таких связей непосредственно влияет на развитие территории. Показатель транспортной доступности территории влияет на перспективы развития территории. Показатель устанавливается исходя из обеспеченности железными и автомобильными дорогами федерального значения и крупными водными артериями (пригодными для судоходства), исходя из количества участков железных и автомобильных дорог федерального значения, а так же количества крупных водных артерий в границах территорией муниципальных образований. Всего насчитывается 33 участка железных, 19 участков автомобильных дорог федерального значения и 17 участков водных артерий, итого 69 участков транспортных артерий в границах муниципальных образований, среди них в границах муниципальных районов 24 участка железных, 13 участков автомобильных дорог федерального значения и 14 участков водных артерий, итого 51 участок транспортных артерий в границах районов. Среднее значение определяется по среднему количеству участков транспортных коммуникаций для муниципальных районов и для области в целом.
Таблица 2.2.1 Текущее состояние территории.
Плотность населения отражает отношение численности населения к площади муниципального образования (таблица 2.2.2.). Она отражает пространственную организацию системы расселения населения. Показатели минимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения для населения зависят непосредственно от плотности населения. Для территорий с высокой плотностью целесообразно увеличение показателей обеспеченности, эти территории имеют потенциал экономического развития. Для определения расчетных показателей используется коэффициент плотности населения муниципального образования. Он рассчитывается из соотношения численности населения и площади муниципального образования.
Таблица 2.2.2. Плотность населения муниципальных образований.
При разработке расчетных показателей учитывались показатели плотности населенных пунктов для муниципальных образований. Плотность населенных пунктов численно характеризует плотность системы расселения населения внутри муниципального образования, отражает особенности пространственного развития территории. Плотность населенных пунктов муниципального образования показывает соотношение количества населенных пунктов в муниципальном образовании и площади муниципального образования (таблица 2.2.3.). Муниципальные образования, имеющие в своем составе один населенный пункт, отличаются компактностью размещения объектов местного значения для обслуживания населения. Для территорий муниципальных образований, имеющих в своем составе более одного населенного пункта, отдаленных один от другого, объекты местного значения распределяются иначе и имеют другие показатели доступности, которые в свою очередь связаны с удаленностью и системой их взаимосвязи. Показатель плотности населенных пунктов оказывает влияние на обеспеченность объектами местного значения и на уровень территориальной доступности объектов местного значения для населения через призму удаленности населенных пунктов и площади муниципального образования.
Таблица 2.2.3. Плотность населенных пунктов муниципальных образований.
Одной из особенностей территории является показатель количества населенных пунктов внутри одного муниципального образования. Для муниципальных образований, в составе которых несколько населенных пунктов, система обеспечения населения объектами местного значения строится с учетом особенностей населенных пунктов на территории муниципального образования. Возникает необходимость увеличения количества таких объектов, показателей доступности для населения. Показатель заселенности территории отражает среднее количество населенных пунктов в составе поселения (таблица 2.2.4.). Он оказывает влияние на обеспеченность объектами местного значения и на уровень территориальной доступности объектов местного значения для населения, так как характеризует удаленность населенных пунктов
Таблица 2.2.4. Заселенность территории муниципальных образований.
Показатель соотношения городского и сельского населения в составе одного муниципального образования (таблица 2.2.5) дает представление о возможности формирования «городского» или «сельского» образа жизни, о качестве среды. Для городских и сельских населенных пунктов устанавливаются различные показатели доступности объектов местного значения для населения, что обусловлено типом застройки. Таблица 2.2.5 Показатель соотношения городского и сельского населения муниципального образования
Показатель изменения численности населения (таблица 2.2.6.) определен из разницы численности населения за последние 5 лет. Для его определения была изучена статистическая информация по численности населения с 2012 по 2017 г.г. В целом, по области наблюдается тенденция снижения численности населения. Это связано с естественной убылью населения и с интенсивностью миграционных потоков. Для поселения также характерно снижение численности населения, но в меньшей степени, чем по области в целом.
Таблица 2.2.6. Изменение численности населения за последние годы.
Показатель инвестиционного развития (таблица 2.2.7.) дает представление о наличии планируемых к реализации на рассматриваемой территории следующих объектов: инвестиционных проектов в областях промышленности и сельского хозяйства, а так же производственных кластеров, индустриальных парков и особых экономических зон. Этот показатель показывает зоны наиболее интенсивного экономического развития в соответствии с материалами Схемы территориального планирования Волгоградской области до 2030 года, кроме того, наличие подобных проектов предполагает увеличение числа рабочих мест, соответственно, рост численности населения и увеличение числа объектов обслуживания. Показатель рассчитывается исходя из перечня объектов регионального значения, планируемых к реализации на всей территории области и в поселении в Схеме территориального планирования Волгоградской области до 2030 года. Для расчета приведены средние значения показателя для 1 поселения в составе муниципального района области и значения показателя для одного поселения в составе Дубовского муниципального района и значения показателя Дубовского городского поселения. Средние значения показателя для одного поселения рассчитываются из среднего значения показателя по муниципальным районам, поделенного на 10 (10 – это среднее количество поселений в составе муниципального района области). Значения показателя для одного поселения в составе Дубовского муниципального района рассчитываются из среднего значения показателя по Дубовскому муниципальному району, поделенного на 15 (15 – это общее количество поселений в составе Дубовского муниципального района).
Таблица 2.2.7. Показатели инвестиционного развития территории.
Показатель инфраструктурного развития (таблица 2.2.8.) дает представление о перспективах развития территории муниципального образования с точки зрения обеспечения населения условиями комфортной жизни. Показатель инфраструктурного развития складывается из трех составляющих, а именно: показатель развития социальной инфраструктуры, показатель развития транспортной инфраструктуры и показатель развития инженерно-технической инфраструктуры. Показатель развития социальной инфраструктуры определяется наличием в документах территориального планирования федерального, регионального и местного уровня планируемых к размещению объектов социальной инфраструктуры, а именно объектов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и социального обслуживания населения. Показатель развития транспортной инфраструктуры определяется наличием в документах территориального планирования федерального, регионального и местного уровня планируемых к размещению объектов транспортной инфраструктуры. Показатель развития инженерно-технической инфраструктуры определяется наличием в документах территориального планирования федерального, регионального и местного уровня планируемых к размещению объектов инженерно-технической инфраструктуры. Согласно Схеме территориального планирования Российской Федерации на территории Волгоградской области насчитывается 2 объекта федерального значения в области социальной инфраструктуры (в Волгограде). Они относятся к области высшего профессионального образования. На территории области, согласно Схеме территориального планирования Волгоградской области до 2030 года, насчитывается 107 объектов регионального значения в области социальной инфраструктуры, среди них 26 объектов в области образования (7 из них в муниципальных районах); 25 объектов в области здравоохранения (19 из них в муниципальных районах); 41 объект в области физической культуры и спорта (22 из них в муниципальных районах); 6 объектов в области культуры (в муниципальных районах объекты культуры не планируются); 3 объекта в области социального обеспечения (1 – в муниципальных районах); 8 объектов в области отдыха и туризма (5 из них в муниципальных районах). Согласно Схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта на территории области насчитывается 12 объектов федерального значения. Так как один объект нередко находится на территории нескольких муниципальных образований, получается 44 участка объектов федерального транспорта в границах территорий отдельных муниципальных образований (среди них 32 участка в границах муниципальных районов области,). В области объектов региональной транспортной инфраструктуры на территории области, согласно Схеме территориального планирования Волгоградской области до 2030 года, планируется 173 объекта (117 из них в муниципальных районах). В области инженерно-технической инфраструктуры, по схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики планируется 6 объектов. Так как один объект нередко находится на территории нескольких муниципальных образований, получается всего 9 объектов и участков объектов федерального значения в области энергетики (4 из них – в муниципальных районах). По материалам Схемы территориального планирования Волгоградской области до 2030 года на территории региона насчитывается 738 объектов регионального значения в области инженерной инфраструктуры, среди них – 636 объектов в области топливно-энергетического комплекса (624 на территории муниципальных районов, 26 из которых планируются в муниципальном районе); 78 объектов в области энергетики (51 из них – на территории других муниципальных районов, 4 – в Дубовском); 24 объекта в области водоснабжения и водоотведения (19 из них на территории муниципальных районов области). Для расчета приведены средние значения показателя для 1 поселения в составе муниципальных районов области и значения показателя для одного поселения в составе Дубовского муниципального района и значения показателя Дубовского городского поселения. Средние значения показателя для одного поселения рассчитываются из среднего значения показателя по муниципальным районам, поделенного на 10 (10 – это среднее количество поселений в составе муниципального района области). Значения показателя для одного поселения в составе Дубовского муниципального района рассчитываются из среднего значения показателя по району, поделенного на 15 (15 – это общее количество поселений в составе района).
Таблица 2.2.8. Показатель инфраструктурного развития территории.
Коэффициент урбанизированности территории (КУ) рассчитывается из вышеперечисленных показателей. Наличие или отсутствие значений того или иного показателя увеличивает или уменьшает соответственно коэффициент урбанизированности, равный 1, на 0,01. Коэффициент определяется путем сравнения показателей, отражающих характеристики поселения, с соответствующими показателями для муниципальных образований Волгоградской области. Коэффициент урбанизированности территории используется муниципальным образованием для определения предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения и предельных значений расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения. Коэффициент урбанизированности территории участвовал в расчетах предельных значений расчетных показателей обеспеченности объектами местного значения населения в основной части нормативов градостроительного проектирования (таблица 2.2.9.).
Таблица 2.2.9. Степень урбанизированности территории.
Коэффициент урбанизированности для Дубовского городского поселения равен 1,02.
2.3. Термины и определения, использованные в настоящих нормативах градостроительного проектирования муниципального образования.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа указаны в Градостроительном Кодексе РФ от 29.12.2004 г. №190 – ФЗ в областях полномочий и подлежащие отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Инфраструктура — комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство, а также население. Выделяется производственная и социальная инфраструктура.
Людность — численность постоянного населения того или иного городского или сельского поселения.
Нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 г. №190 – ФЗ, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.
Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Опорный каркас расселения населения — города, населенные пункты и дорожная сеть.
Особенности территориальной дифференциации муниципальных образований представлены совокупностью территориально-градостроительных характеристик муниципальных образований (поселений), определяющих их текущее состояние и оказывающих влияние на их дальнейшее развитие.
Плотность населения — показатель размещения населения. Плотность населения отражает отношение численности населения к площади муниципального образования, отражающая пространственную организацию системы расселения населения. Показатели минимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения для населения зависят непосредственно от плотности населения. Выражается наиболее часто в количестве человек, проживающих на площади 1 км2.
Плотность населенных пунктов численно характеризует плотность системы расселения населения внутри муниципального образования и отражает особенности пространственного развития территории.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Показатель заселенности территории отражает среднее количество населенных пунктов в составе поселения в муниципальном районе.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период. В прогнозе определяются индексы развития отраслей по приоритетным направлениям экономики муниципального образования и изменения общего уровня потребностей населения.
Расселение населения — процесс распределения и перераспределения населения по территории и его результат (сеть населенных мест). Включает в себя размещение населения, функциональные территориальные взаимосвязи населенных мест и миграции населения.
Система расселения — территориальное сочетание поселений и населенных мест, между которыми существует более или менее четкое распределение функций (взаимный обмен функциями), а также производственные и социальные связи. Наиболее типичные системы расселения — линейная, агломерационная, равномерная.
Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Урбанизированность - неравномерность развития муниципального образования, связанная с их индивидуальными особенностями, которые определяются текущим состоянием территории и перспективами ее развития. Для отражения и учета этих особенностей в отношении муниципального образования используется коэффициент урбанизированности территории.
Уровень урбанизации — доля городского населения в численности населения. Важным показателем является также доля городского населения, проживающего в крупнейших городах. Оба эти показателя находятся в тесной связи с уровнем социально—экономического развития стран мира.
Фактор размещения — совокупность социально-экономических причин, обуславливающих размещение объекта в той или иной зоне, месте.
3. Правила и область применения расчетных показателей содержащихся в основной части.
3.1. Общее положение о применении расчетных показателей (предельных значений).
Основная цель документа состоит в обеспечении положений Конституции РФ о правах граждан на получение государственных и муниципальных услуг, повышение уровня их качества, создание благоприятной среды жизнедеятельности. Настоящая часть документа подготовлена на основе Градостроительного кодекса РФ в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предназначена как для разработки документов территориального планирования, так и для принятия решений органами исполнительной власти местного самоуправления. Правила применения расчетных показателей предназначены для планирования развития сети объектов местного значения по полномочиям органов местного самоуправления на основе сложившихся инфраструктур территории муниципальных образований, отражающей нормативный уровень обеспеченности и территориальной доступности этих объектов. Расчетная направленность, отображенная в названии показателей обеспеченности и территориальной доступности для населения, подтверждается их использованием в расчетах в градостроительном проектировании. Характер использования расчетных показателей (предельных значений), их определение указывают на их использование не только в градостроительной деятельности, но и в сфере государственного и муниципального управления, сфере экономического и отраслевого развития (например, при оформлении заключения органа исполнительной власти Волгоградской области о потребности (об отсутствии потребности) в общественных объектах). Развитие сети объектов местного значения (сетевых объектов) и организация предоставления услуг населению осуществляется путем реализаций стратегий (программ) развития отраслей экономики, приоритетных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития Волгоградской области, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, а также программ реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Волгоградской области, местных бюджетов, и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Такой подход обеспечивает цели и задачи Основ государственной политики регионального развития, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года №13. Сети объектов (сетевых объектов) местного значения для обеспечения потребностей населения по объему представляемых услуг должна соответствовать нормативному уровню обеспеченности, предусмотренному муниципальными программами по объектам оказывающим населению услуги и гарантированному государством (законодательно установленным). Определенная таким образом обеспеченность сетями объектов местного значения позволяет провести в рамках территориального планирования перспективное планирование развития этих сетей на территории муниципального образования. При принятии решений в рамках территориального планирования кроме задачи по формированию сети решается вторая задача по размещению объектов сети (выбор вариантов размещения объектов сети на территории муниципального образования) в соответствии с приказами Министерств РФ. Пропускная способность сформированной таким образом сети объектов местного значения должна адекватно отражать уровень развития дорожно-транспортной структуры и перспектив развития систем расселения населения на территории области. Нормативный уровень обеспеченности населения объектами местного значения также зависит от демографической структуры, инвестиционной стратегии региона и муниципального района, деятельности муниципального образования. По областям полномочий в зависимости от периода планирования нормативный уровень обеспеченности населения объектами местного значения может колебаться в значительных пределах от 10 до 100%. Запланированный документами территориального планирования уровень обеспеченности объектами местного значения, таким образом, требует верификации с целевыми показателями государственных и муниципальных программ. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ реализация документов территориального планирования осуществляется принятием предусмотренных федеральным законодательством решений в рамках предусмотренных полномочий по утверждению программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексного развития социальной инфраструктуры. Комплексные программы содержат планы мероприятий, к которым относятся инвестиционные проекты по проектированию, строительству, реконструкции объектов местного значения, многие из которых предусматривают расходы по государственным программам области, схемам размещения сетевых объектов инфраструктуры, программам в области обращения с отходами.
3.2. Области применения расчетных показателей (предельных значений), содержащихся в основной части. Систематизация областей полномочий муниципальных образований, видов объектов местного значения, нормативно-правовой и нормативно-технической документации позволила выявить и упорядочить области применения расчетных показателей, установленных в основной части. Таким образом, расчетные показатели (предельные значения) применяются в следующих областях государственного и муниципального управления: 3.2.1. Стратегическое и социально-экономическое планирование, а именно в: - формирование прогнозов социально-экономического развития и расходов бюджетов муниципальных образований; - формирование муниципальных программ по приоритетным направлениям развития при определении целевых показателей программ; - формирование муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры. 3.2.2. Градостроительной деятельности, а именно в: - подготовке документов территориального планирования (схема территориального планирования, генеральный план); - подготовке документации по планировке и межеванию территории при разработке положений о характеристиках планируемого развития территории, положений об очередности планируемого развития территории; - подготовке градостроительных планов земельных участков, схем размещения земельных участков; - подготовке технических заданий на разработку проектной документации для объектов местного значения. 3.2.3. Планирование сети объектов местного значения инфраструктуры территорий и подготовке технических заданий на проектирование объектов местного значения, а именно в: - проведение анализа сети существующих объектов местного значения и размещении новых; - проведение расчетов нормативного уровня обеспеченности территории сетевыми объектами инфраструктуры, объектами местного значения и вариантов зон планируемого размещения объектов местного значения. 3.2.4. Подготовка проектов местных нормативно-правовых актов, а именно: - положений и регламентов представления муниципальных услуг; - территориальных схем размещения объектов местного значения и иных объектов.
3.3. Правила применения расчетных показателей (предельных значений) в стратегическом и социально-экономическом планировании.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период. В прогнозе определяются индексы развития отраслей по приоритетным направлениям экономики муниципального образования и изменения общего уровня потребностей населения. Муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. В муниципальных программах по приоритетным направлениям развития определяется планируемый уровень обеспечения населения муниципального образования по социальным и физиологическим потребностям в областях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и в рамках полномочий, предусмотренных законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Планируемый уровень потребностей населения определяется в соответствии с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры устанавливают перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, систем коммунальной инфраструктуры, предусмотренных схемами и государственными, муниципальными программами развития сетей и объектов. Все объекты должны соответствовать нормативным уровням обеспеченности и территориальной доступности.
3.4. Правила применения расчетных показателей (предельных значений) в градостроительной деятельности.
Ключевые решения по оптимальному развитию сетей объектов местного значения муниципального образования принимаются в рамках подготовки документов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. В основе решения органа местного самоуправления две градостроительные задачи: формирование перспективной сети объектов (сетевых единиц) местного значения (схемы территориального планирования, генеральные планы) и выбор вариантов размещения объектов местного значения (схемы территориального планирования, генеральные планы, проекты планировки территории, проекты межевания территории, правила землепользования и застройки, схемы размещения земельных участков). Формированию перспективных сетей объектов местного значения (сетевых единиц) предшествует анализ существующих муниципальных объектов, оценка их адекватности социальной и демографической ситуации и расчетным показателям (предельным значениям) обеспеченности населения и территориальной в доступности с учетом среднесуточных потреблений действующих транспортных, коммунальных, социальных систем, действующих перечней номенклатуры объектов и (или) уровней организаций и учреждений, утвержденных нормативно-техническими документами министерств РФ или региональных комитетов администрации области. Определение емкости (пропускной способности), перспективной сети объектов местного значения (сетевых единиц) предшествует оценка градостроительной структуры территории и перспективных систем расселения населения, прогноза изменения демографической ситуации, установленного регионального уровня обеспеченности объектами местного значения по областям отраслевыми комитетами администрации области по группам населения или в сетевых единицах (других единицах измерения). Оптимальное размещение сетей объектов местного значения может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организации, менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности, а также за счет создания организации, предоставляющих комплексные услуги. Однако эти организации должны удовлетворять расчетным показателям (предельным значениям) обеспеченности и доступности соответствующим каждому из объединенных в комплекс отдельных объектов. Выбор вариантов размещения объектов местного значения (сетевых объектов) отражающих доступность оказываемых услуг, территориальную доступность согласно расчетных показателей (предельных значений) настоящих нормативов осуществляется с учетом требований нормативно-правовых и технических документов в сфере проектирования: постановлений Правительства РФ, приказов министров РФ, сводов правил, утверждаемых приказами министра строительства и ЖКХ РФ, постановлений администрации Волгоградской области, приказов руководителей комитетов администрации Волгоградской области. На основе выбранного варианта размещения объектов местного значения (сетевых объектов) проводится установление зон планируемого размещения объектов местного значения (сетевых объектов) в документах территориального планирования Волгоградской области.
3.5. Правила применения расчетных показателей (предельных значений) в планировании сети объектов местного значения в составе инфраструктуры территорий и подготовке технических заданий на проектирование объектов местного значения.
Важнейшими факторами, влияющими на применение нормативов градостроительного проектирования являются особенности в организации системы государственного и муниципального регулирования в областях полномочий органов местного самоуправления, для реализации которых и создаются объекты местного значения, а также необходимость учитывать особенности и специальные положения по установленным государственными органами требованиям. 3.5.1. Формирование инфраструктуры территории. Образование. Потребность в образовательных услугах министерством образования РФ путем утверждения государственных образовательных стандартов (ГОС). Общая организация предоставления образовательных услуг дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей является полномочием регионального уполномоченного органа администрации области. Соответственно региональный уполномоченный орган и определяет нормативный уровень обеспечения населения образовательными услугами. Делается это с учетом сложившейся и прогнозируемой демографической ситуации в регионе (в зависимости от количества детей соответствующего возрастов). При установлении требований к размещению объектов социальной сферы установить не менее одной дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности, в сельской местности - на 201 человек. Для реализации общеобразовательных программ дошкольного образования установить не менее одной дошкольной образовательной организации на 174 воспитанника в городской местности, в сельской местности - на 62 воспитанника. Физическая культура и спорт. Потребность муниципальных образований в объектах спорта определяется исходя из уровня обеспеченности объектами спорта, который к 2030 году рекомендуется достичь в размере 100%, а также гарантированного (законодательно установленного) объема оказываемых гражданам услуг с учетом потребности в государственных услугах в сфере физической культуры и спорта. При этом уполномоченный орган администрации Волгоградской области обеспечивает определение гарантированных (законодательно установленных) оказываемых гражданам государственных и муниципальных услуг в соответствии с общероссийским разделом базового перечня государственных услуг в сфере физической культуры и спорта. Обеспеченность объектами спорта в Российской Федерации и муниципальных образованиях, определяется исходя из Единовременной пропускной способности объекта спорта (далее - ЕПС). Если единовременная пропускная способность объекта спорта не указана в проектной документации на объект спорта, рекомендуется принимать ее равной планово-расчетному показателю количества занимающихся физической культурой и спортом, используемые при расчете единовременной пропускной способности объектов спорта по виду спорта, для которого создан объект спорта. При определении нормативной потребности муниципальных образований в объектах физической культуры и спорта рекомендуется использовать усредненный норматив ЕПС (ЕПСнорм), равный 12,2% от населения Российской Федерации (122 человека на 1000 населения). Культура. Мировой опыт показывает, что применение технологий культурного планирования на региональном уровне дает возможность оценивать культурные ресурсы территории, измерять вклад культурного сектора в региональную экономику и повышение качества жизни населения, развивать культурные индустрии и туризм. Расчет нормативного уровня обеспеченности в объектах культуры местного значения устанавливается органом местного самоуправления руководствуясь единой методикой по определению нормативной потребности Волгоградской области в объектах культуры. Что касается расчета потребности в объектах культуры местного значения по количеству посадочных мест, то следует принять во внимание и тот факт, что концертные мероприятия сегодня организуются также на площадках спортивных сооружений и в залах учебных заведений, а антрепризные спектакли часто идут на площадках домов культуры. Тем самым, наличие количества мест в зрительном зале конкретного функционального учреждения вовсе не говорит об охвате соответствующими услугами населения. Поэтому в целях обеспечения доступности достаточно установить минимальное значение учреждений культуры по их функциональному предназначению прямым счетом в сетевых единицах на жилой район города или на сельское поселение. В населенных пунктах сельских поселений с числом жителей до 500 чел. может быть создан филиал поселенческого учреждения клубного типа. Детская библиотека может действовать как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки, ввиду чего должна учитываться как сетевая единица. При условии, когда в состав муниципального района входит несколько городских поселений, рекомендуется создать на их территории филиалы районной детской библиотеки в целях оптимизации ресурсов на содержание управленческого персонала. В территориях с низкой плотностью населения на уровне административного центра поселения может быть создано учреждение культуры клубного типа, входящее в качестве филиала в моногофункциональный культурный центр муниципального района, а также и аналогичные учреждения, расположенные в населенных пунктах сельских поселений, могут входить в качестве филиала в состав районного многофункционального культурного центра. Выбор зон планируемого размещения объектов культуры местного значения должен отвечать критериям оптимальности и доступности для населения в соответствии с требованиями Министерства культуры РФ. 3.5.2. Формирование структуры единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уровень потребности в объектах единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций местного значения определяется уполномоченным органом администрации области в соответствии с требованиями Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям по построению территориальной подсистемы объектов Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации. Нормативный уровень обеспеченности объектами и выбор вариантов размещения объектов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется органом местного самоуправления в плане мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовности сил и средств гражданской обороны к действиям по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций на основе сложившейся сети объектов. 3.5.3. Формирование структуры обращения с отходами потребления. Уровень потребности и обеспеченности в объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов определяется уполномоченным органом администрации области в соответствии с требованиями министерства природных ресурсов РФ при подготовке и утверждении территориальной схемы обращения с отходами. Устанавливается номенклатура отходов, их источники, нормы накопления, места размещения полигонов. Нормативный уровень обеспеченности, схема потоков и объекты обращения с отходами местного значения определяются местными органами самоуправления. Осуществляется выбор вариантов их размещения в соответствии с требованиями Главного государственного санитарного врача РФ (требованиям СанПиН).
3.6. Правила применения расчетных показателей (предельных значений) в подготовке проектов местных нормативно-правовых актов.
При принятии органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о размещении объектов местного значения в областях определенных документами территориального планирования муниципальных образований, необходимо устанавливать их технико-экономические показатели, адекватно соответствующие нормативному уровню обеспеченности и территориальной доступности объектов местного значения для населения.
Заведующий отделом по архитектуре, градостроительству и землепользованию городского поселения г.Дубовка Е.С. Калмыкова
[1] Без учета площади ЗАТО «Знаменск» [2] Без учета площади ЗАТО «Знаменск» [3] Среднее значение показателя по муниципальным районам Волгоградской области /Среднее значение показателя по поселению [4] Общее значение показателя Дубовскому муниципальному району /Среднее значение показателя по поселению
[5] Среднее значение по муниципальным районам /Среднее значение показателя по поселению [6] Общее значение показателя Дубовскому муниципальному району /Среднее значение показателя по поселению [7] Среднее значение по Дубовскому муниципальному району/Значение показателя по городскому поселению город Дубовка |